Открытие фарфора в Европе - как это было

     В настоящее время всякий школьник знает, что посуда делается из глины. Из глины одинаково вырабатывается и грубая чашка, и горшки, применяемые в деревенском хозяйстве, и тонкий сервиз, выставленный в окне посудного магазина. Вся разница в том, какой имению сорт глины взят для производства. Как уже указывалось, для выработки грубой посуды идет гончарная глина, грубая с посторонними примесями. Эти примеси и придают глине темный, цвет. А хорошие сорта посуды приготовляются из чистой белой каолиновой глины. Эта глина называется иначе - фарфоровой, а предметы, сделанные из нее - фарфором.

 

 Тернистый путь к успеху

  Лет триста назад этого не знали не только школьники, по гончарные мастера, которые всю свою жизнь провозились с глиною. В их руки попадала фарфоровая посуда. С древних времен она вырабатывалась в Китае. Вместе с другими китайскими товарами шелковыми тканями, пряностями, изделиями из слоновой кости ее привозили в Европу купцы. Китайская посуда ценилась очень высоко в Европе: она сильно отличалась от посуды европейских мастеров, была безукоризненно белая, прозрачная, звонкая.Музей керамики в Севре 1740г

    Европейские гончарные мастера тратили много сил и времени, чтобы изготовить такую же посуду. Но это им не удавалось. Не удавалось и узнать, как приготовляется фарфор. Его выработку китайцы держали в секрете и не делились им с европейцами.

   После целого ряда попыток найти материал, из которого вырабатывается фарфоровая посуда, европейские мастера решили, что это искусственная смесь. На фарфоровом заводе в г. Севре, во Франции, приготовили нежную белую массу. Эта масса оказалась пригодною для выработки фарфора. Масса была очень сложной. В нее входили селитра, морская соль, желтые квасцы, испанская сода, гипс. Все эти вещества тщательно перемешивались и прокаливались. Затем их превращали в мельчайший порошок, такой же нежный, как рисовая пудра. К порошку прибавляли мергеля и мела, увлажняли водою, добавляли клей и, тщательно смешав, формовали вещи. Вещи из этой массы обходились очень дорого, дороже, чем китайские изделия. Они были не прочны и очень плохо обжигались. Из  сотни обжигаемых изделий выходили целыми не более 10-15, остальные лопались. И кроме того, это все-таки не был фарфор, не было его белизны, прозрачности и легкости. Посуда из такого искусственного фарфора готовилась до тех пор, пока, алхимик Бёттгер не открыл, как приготовлять настоящий фарфор.

 

Алхимия - научное шарлатанство

Иоганн Фридрих Беттгер     Алхимик Иога́нн Фри́дрих Бёттгер жил в Германии в начале XVIII века. Подобно другим алхимикам он был занят поисками философского камня.

   Когда-то давно, много веков назад, по мнению алхимиков, людям был известен философский камень. От его прикосновения медь превращалась в золото, а свинец в серебро. Философский камень оживлял умерших, возвращал молодость старикам. Живая вода преданий и легенд не что иное, как философский камень.  Считалось, что боги даровали ранним людям  знания о филосовском камне. Но с течением времени люди эти знания утратили, а философский камень потеряли. Алхимики старались возродить эти знания, а камень найти вновь. Этому делу они посвящали всю свою жизнь.

   В числе алхимиков был и Беттгер. Он вечно возился в своей лаборатории, что-то кипятил в котле, прокаливал в железных чашках и тиглях и уверял своих сограждан, что нашел способ получения золота. Он показывал им, разумеется за деньги, как это делается. Он брал кусок меди и напильником напиливал медные опилки, смешивал их с каким-то порошком и бросал смесь на раскаленные угли. Над углями взвивался клуб дыма. В комнате пахло смолой. Беттгер гасил горячие угли водою и показывал их зрителям. В трещинах углей висели мельчайшие капли золота! Зрители не знали, что золото положено алхимиком в трещины углей заранее. Не знали они и того, что медь смешивается с мелко растолченной канифолью. Канифоль сгорает на красных углях без следа, а блестящие медные опилки становятся черными и невидимыми на углях. Бёттгер брал со зрителей деньги и этим кормился.

    Слава об его уменьи делать золото распространилась кругом и дошла до короля Августа Сильного. В те времена король  Август Сильный вел постоянные междуусобные войны со своими соседями. Как известно, для удачного ведения войны нужны три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги. А денег у  Августа не хватало.

 

Открытие поневоле

    Узнав, что алхимик Беттгер умеет готовить золото, он приказал схватить его и посадить под строгий надзор. В 1704 году Крепость КёнингштайнБёттгера перевели в крепость Кёнигштейн в Саксонской Швейцарии, где он оказался под надзором. Находясь под бдительным наблюдением королевской стражи, алхимик должен был готовить золото. Бёттгер принялся за работу.

   Он усердно кипятил, варил, прокаливал самые различные вещества, но золота не получалось. Он подумывал уже о том, чтобы бежать из-под надзора стражи, когда ему для какой-то работы понадобился хороший глиняный тигель. В те времена всю необходимую посуду для опытов, чашки, тигли, приходилось делать самим. Под руками у Бёттгера была красная глина «болюс» из Плауэна, с высоким содержанием оксидов железаИз нее алхимик решил сделать себе тигль. Замочил ее водою, Замок Альбрехтсбург в г.Мейсен сильно размял и отформовав тигль, стал его обжигать. После обжига тигель по виду стал очень походить на те чашки из китайского фарфора, которые случалось видеть алхимику. Он решил повторить опыт, снова замочил глину, размял ее, отформовал несколько чашек и подвергнул их сильному прокаливанию в своей печи. Когда печь остыла, перед алхимиком стояли настоящие фарфоровые чашки. Теперь Бёттгер знал, из чего китайцы готовят свои изделия, и в чем заключается их секрет. Он просил доложить королю, что сделал открытие, которое не менее ценно, чем уменье приготовлять золото из меди.

   Король  Август Сильный сперва был очень огорчен, увидав в руках алхимика фарфоровые чашки вместо слитков золота. Но когда алхимик объяснил ему, что это настоящий фарфор, какого не умеет вырабатывать даже знаменитый Севрский завод, король понял, что на этом деле можно хорошо заработать. От продажи фарфоровых изделий в его казну перепадет немало золотых монет. По приказанию короля в Саксонии, в городе Мейсен, в замке Альбрехтсбург, был устроен фарфоровый завод, руководить которым был назначен Бёттгер. Здесь были большие залежи фарфоровой глины, и завод оказался обеспеченным сырьем. Бёттгеру было назначено щедрое жалование, но только в апреле 1714 года тот получил свободу. 

Когда и каковы последствия?   

     В лабораторном журнале Бёттгера от 15 января 1708 года была сделана пометка:- что после двенадцатичасового обжига  глины получены белые полупрозрачные неглазурованные пластины - фарфоровый бисквит. Таким образом, время рождения европейского твёрдого фарфора (pate dure) известно с точностью до часа.

   Об открытии Бёттгера узнали и в других странах. Узнали об этом и на заводе в Севре, во Франции, а так как поблизости от Севра оказались залежи каолиновой глины, то на заводе прекратили выработку фарфоровых изделий из искусственной массы. Она была слишком дорога по сравнению с каолином.

   До открытия Беттгера на каолин в Европе никто не обращал внимания. Теперь же его стали искать так же, как разыскивают ценные руды. Там, где находились залежи каолина, возникали фарфоровые заводы.

 

Особенности свойств фарфора

    С развитием науки, и ученые стали подробно исследовать разные сорта глины,Бутылка из фарфора сделанная на  мануфактуре Böttger в Мейсене обнаружилось, что фарфоровая глина отличается от гончар­ной и фаянсовой не только по своему виду. У нее есть и другие отличительные особенности. Для обжига фарфоровых изделий требуется гораздо более сильный жар, чем для обжига гончарных изделий и фаянса. Если бы фарфор обжигать при такой же жаре, как и другие изделия, он бы не дошел до потребителей, а изделие оказалось испорченным. При обжиге фарфоровой глины теряется пористость материала и, как принято говорить, остекловывается. Она становится плотной, блестящей, непроницаемой для воды. Сразу же после обжига она имеет блестящую поверхность, напоминающую собою стекло.

   Фарфоровые изделия очень прочны. Это позволяет делать их очень тонкими и нежными. Если бы приготовить из простой глины такую тонкую чашку, какие готовятся из фарфора, она оказалась бы очень не­ прочной. Фарфоровые изделия не обладают пористостью. Они обжигаются при высоких температурах и дают плотный, остекловавшийся  готовый продукт - главные свойства фарфора. В результате чего, изделия из фарфора, как правила не покрываюся в дальнейшем глазурью, которая закрывает поры в изделиях из гончарной глины и фаянса, делая их водонепроницаемыми. Та глазурь, которая применяется для гончарной посуды, совершенно непригодна для фарфора, и наоборот.  Если фарфоровые изделия глазуруют, то лишь затем, чтобы придать им красоту. Благодаря глазури можно придать любой цвет белой глине.

   

Как делают фарфор

   В природе нет вещества, которое могло бы прямо служить для приготовления твердой фарфоровой массы. Для приготовления исходного продукта используют специальную глину (каолин), перетертую в черезвычайно тонкую фракцию, кварцевый песок и полевой шпат. Все хорошенько измельчают и смешавают вместе, после чего просеивают сквозь сито. Еще лучше можно отделить мелкое вещество от крупных кусков, залить  все водой до жидкого состояния и взбалтывать смесь, для осаждения крупных частей. Таким способом очищения вещества получается фарфоровая масса. Надо заметить, что чистый каолин, хотя и очень пластичен, но один не употребляется для приготовления фарфора, потому, что посуда из него в огне портится: коробится, трескается, размягчает­ся и пр. Во избежании этого очень полезно смешать каолин с взболтаным с водою песком, хотя это и не совсем удобно, потому что уменьшается пластичность вещества, затрудняется формовка и нанесение глазури. Этому можно помочь, добавив в состав полеваго шпата. В результате, при обжиге готового изделия образуется стекло, которое проникая в поры вещества, заполняет их и делает его непроницаемым для жидкостей.

Часто применяемый состав для производства фарфора:

    • 60-74 % - кремневой кислоты;
    • 18-24-36% - каолин;
    • 1 1/8 - 4 % окиси железа;
    • немного магнезии, извести кали или натра.

Смешивают вещества, идущие на приготовление фарфора, в больших чанах. Лучше всего, размешавши вещества в воде, и процедив его сквозь сито. После чего смесь сушат.

Сушка производится тем, что сквозь вещество, находящееся в деревянной емкости, пропускают воздух, от этого вода выпаривается. Проще и рентабельней это можно делать летом, зимой же надо сушить подогретым воздухом. Еще сушат тем, что мокрую фарфоровую массу кладут на такое вещество, которое сильно вбирает в себя воду, например: гипс или жженую глину.

   Сушат еще и тем, что массу, предварительно подсушенную естественным образом, кладут в мешки и выжимают прессом.  За сушкой должно последовать месение, надо перемять хорошенько все вещество ногами или ударами, чтобы оно равномерно просохло и лишилось воздушных пузырьков. Еще пластичнее делается фарфор, когда его оставляют на не­ некоторое время в покое, для отлёжки.

Формовка фарфора происходит в формах или на гончарном круге.

    1.    На гончарном круге масса формируется посредством вращателя. Для этого употребляется, формование изделия из фарфора очень простое приспособление, суть которого состоит в том, что на каркасе, внизу, устанавливается горизонтальное вращающееся колесо, от него вверх идет вертикаль­ная железная ось, а на верхнем её конце насажен горизонтальный деревянный кружок. Все это вертится. На вертящйся кружок кладут предназначенную для формования глину и за счет надавливания пальцами рук образуют углубления­ в форме воронки. Мало по малу работник может придать массе форму пустого конуса, цилиндра и пp. Но все эти формы очень грубы и требуют дальнейшей обработки.
    2.    Все предметы, которые не имеют круглых-вогнутых стенок, должны быть отформованны в формах. Формы на своей наружной поверхности должны иметь в обратном виде все выпуклости и вогнутости поверхности формировашегося изделия. Для создания формы прежде всего надо приготовить модель. Для простых, монолитных изделий нужна одна модель, а для полых - две. Модели эти делаются из глины, воска, гипса, иногда и из металла. Чаще применялся гипс. В современном мире широкое применение снискали формы изготовленные из специальной формовочной силиконовой резины (компаундов).
    3.    Если изделие отливается из фарфора, то это де­лается так: фарфор посредством воды обращают в довольно жидкое тесто , в котором не было бы ни крупинок, ни воздушных пузырьков. Это тесто вливают в гипсовую форму или точнее - покрывают предварительно с помощью кисти его внутреннюю поверхность слоем этого теста. Затем уже им наполняют форму. Слой жидкости примыкающий к стенкам формы, значительно сгустится, потому что форма вберет в себя его воду. Тогда жидкость выливают из неё, дают слою высохнуть, наливают жидкость снова, чтобы опять образовался другой слой и т. д., пока не отложится слой довольно толстый.
    4.    Есть и такие вещи, которыя прямо лепятся руками без всяких форм, например, статуи, бюсты, искусственные цветы и др.
    5.    Очень интересны некоторые способы украшения фарфора снаружи. Например, если хотите сделать какой-нибудь тонкий выпуклый узор, то возьмите тюль с таким узором, или другую материю, на которой он был бы вышит, смочите ее водой, а затем взболтанной в воде фарфоровой массой наклейте ее на поверхность фарфоровой вещи и дайте высохнуть. С нею вместе вещь обжигают. От жара ткань сгорит, а бывший на ней порошок останется на поверхности фарфора в виде жилок и представит весь узор ткани.

Сушка производится тем, что вещь оставляют в покое в проветриваемом помещении,  в тени. Сушить нужно до полного  высыхания изделия.

Обжиг фарфора. При обжиге, изделия из фарфора не подвергаются прямому действию пламени, потому что от этого фарфор может испортиться. Обычно изделия ставят в глиняные сосуды (капсулы, пеналы). Они должны быть сделаны из огнеупорной глины. В них осторожно ставят изделия и затем, ставят в печь. Обжиг производится в течении 17-18 часов, затем печь закрывают и дают ей охладиться в течении 3-4 дней. Когда фарфор будет достаточно обожжен, его нужно вынуть из печи.

 

Где можно купить материалы для изготовления фарфора?

  1.     Для дела мы продаем наиболее востребованные товары. Так, в нашем магазине, который находится в Новосибирске, каждый желающий может купить каолиновую глину, расфасованную в мешки по 17кг. Кроме того, каолин мы фасуем и в более мелкие упаковки массой 300г., 500г. или 1кг.
  2.     Для изготовления форм у нас приобретают силиконовый двухкомпонентный компаунд Пентэласт 710. Эту литьевую резину для производства форм можно купить у нас в килограммовых упаковках.

Отправку продукции в другие населенные пункты мы делаем через почту или транспортные компании.

_______________________________________________________________________________

Возможно вам будет интересно узнать: